background image

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ 

 

 

1.

 

Смотри на дорогу прежде всего с точки зрения безопасности. 

Есть два видения дороги: с точки зрения «Что надо делать» и другое – «Чего 

надо избегать». Старайся, чтобы всегда преобладала вторая точка зрения. 

Не уклоняйся от маршрута, не допускай самовольные отлучки на автомобиле 

и не используй его в личный и корыстных целях. 

 
2.

 

Переключай внимание на безопасность! 

Водителю  в  процессе  вождения  приходится  совмещать  две  задачи  – 

полезную  (достижение  цели  движения)  и  защитную  (обеспечение  безопасности 
движения) – и наблюдать дорогу с этих двух позиций. 

Надо  постоянно  переключать  наблюдение  с  позиции  «полезно»  на  позицию 

«безопасно».  Приближаясь  к  перекрестку,  пешеходному  переходу,  остановке 
общественного  транспорта,  железнодорожному  переезду,  закрытому  повороту,  и 
прочим  опасным  для  движения  местам  –  переключись!  Переключиться  -  значит 
стать  предельно  собранным,  думать  не  об  экономии  времени,  а  о  том,  как 
обеспечить безопасность движения. 

Приучай себя переключаться перед выполнением обгона, поворота, особенно 

левого,  выездом  на  главную  дорогу,  движением  автомобиля  задним  ходом, 
торможением. 

Заметив  появившегося  на  проезжей  части  ребенка,  взрослых  с  детьми, 

пожилого пешехода, нетрезвого – переключись! 

Приближаясь к предметам, ограничивающим обзор (стоящим  транспортным 

средствам, заборам и т.д.), обгоняя попутные транспортные средства и разъезжаясь 
со встречными — переключись! 

 
3.

 

Сдерживай желание сэкономить секунду! 

Надо  научиться  подавлять  в  себе  привычное  желание  сэкономить  секунду-

другую, успеть «проскочить»! 

 
4.

 

Делай все с запасом пространства и времени! 

Дорожная  обстановка  сложна,  изменчива  и  всегда  таит,  в  себе  элемент 

неожиданности.  Поэтому  все  действия  по  управлению  выполняй  с  запасом 
пространства  и  времени.  Дистанцию  и  интервал  движения  выдерживай  с  запасом. 
Не  тормози  резко  без  надобности,  пользуйся  служебным  торможением,  притом 
плавно (особенно при перевозке пассажиров, которые от резкого торможения могут 
пострадать), для чего имей в запасе путь и время. Скорость движения поддерживай 
чуть ниже той, которая, кажется тебе возможной в данных условиях. Так: «Столько, 
сколько требуется и ещё немного – про запас». 

 
5.

 

Равномерность, плавность движения, а не скорость! 

Мастерство  водителя  определяется  не  по  максимальной  скорости,  которую 

он способен развить, а по равномерности и плавности движения, умению двигаться 
по  графику.  Чем  меньше  торможений  и  разгонов  на  участке,  чем  выше  плавность 
хода,  тем  при  прочих  равных  условиях  выше  класс  вождения,  тем  более 


background image

благоприятные условия создаются для обеспечения безопасного движения. Помните 
об этом! 

 
6.

 

Проявляй гибкость в манере вождения! 

Человеку  свойственно,  работать  по  привычке:  сегодня—как  вчера,  завтра—

как  сегодня.  Однако  дорожные  условия  могут измениться  очень  быстро,  поэтому  в 
каждой  ситуации  действуй  по  обстановке,  в  манере  вождения  приспосабливайся  к 
реальным условиям движения. 

 
7.

 

Другие участники движения — слабее тебя! 

При  оценке  обстановки  на  дороге  предполагай  худшее  для  себя: 

неопытность,  даже  неразумность  других  участников  движения.  И  поэтому  бери  на 
себя максимум ответственности для обеспечения безопасности движения. 

 
8. 

Уважай в каждом участнике движения человека! 

В 

каждом пешеходе, водителе, пассажире стремись видеть прежде всего – 

ЧЕЛОВЕКА  –  с  его  целями,  настроением,  слабостями.  Доброжелательность  и 
уважение  к  участникам  движения,  готовность  уступить  им  –  закон  современной 
дороги. 

 
9. 

Для надежности – повтори наблюдение! 

У 

любого  водителя  в  большей  или  меньшей  степени  недостает  опыта 

наблюдения  ситуации,  поэтому  необходимо  сознательно,  волевым  усилием 
повторять  наблюдение  («Так  ли  я  делаю,  не  ошибся  ли  я?»)  и  сделать  это 
привычкой. 

 
10.  Скорость – только при условии безопасности! 
Малоопытные водители не умеют разрешать противоречие между скоростью 

и безопасностью движения, не сознают того, что проигрыш от аварии куда больше 
выигрыша,  который  может  дать  скорость.  Потому  с  самого  начала  водительской 
практики и навсегда следует помнить: Скорость – только при условии обеспечения 
безопасности движения. 

 
11.  Правила дорожного движения – как нерушимый принцип! 
Встречаются  ситуации,  когда  кажется,  что  обязательное  выполнение 

предписаний  Правил  дорожного  движения  не  обязательно:  явной  опасности  нет,  и 
контроль  отсутствует.  Однако  крайне  опасна  сама  по  себе  привычка  решать,  когда 
нужно,  а  когда  не  нужно  соблюдать  Правила:  в  конце  концов  такая  привычка 
обязательно приведет к происшествию. 

 
12.  Честь участку повышенной опасности! 
У 

водителя  должна  быть  выработана  автоматическая  реакция  на  любой 

участок повышенной опасности (остановку общественного транспорта, пешеходный 
переход, закрытый поворот, перекресток, знак «Дети» и т. п.). 

Приближаясь  к  такому  участку,  снижай  скорость,  повышай  внимание, 

увеличивай  дистанцию  до  движущегося  впереди  транспортного  средства  –  даже 
если  участок,  по  твоей  зрительной  оценке,  совершенно  безопасен.  В  противном 


background image

случае  у  водителя  незаметно  для  него  самого  может  сформироваться  привычка 
реагировать на зону повышенной опасности не всегда, а только если он обнаружил 
при подъезде к ней явную опасность. Эта привычка рано или поздно подведет. 

 
13.  Не обгоняй и не опережай в опасной зоне! 
Избегай  обгона  и  опережения  транспортных  средств  вблизи  остановок 

общественного  транспорта,  пешеходных  переходов,  перекрестков,  поворотов  и 
других  опасных  для  движения  мест,  так  как  при  обгоне  или  опережении  создается 
ситуация  «закрытого  обзора»,  когда  вовремя  не  замечается  пешеход  или 
транспортные средства, пересекающие твой путь. 

 
14.  Не обгоняй и не опережай в опасные моменты! 
Избегай  совершать  обгон  и  опережение  в  пограничные  моменты  времени, 

когда  движение  потока  пешеходов  или  транспорта  в  пересекающем  направлении 
прекращается, а  Ваш  поток  начинает  движение.  Хотя  движение  и  разрешено,  не 
опережай  транспорт  в  соседних  рядах  сразу  же:  это  создает  ситуацию  «закрытого 
обгона» в опасной зоне, какой является перекресток. 

 
15.  Осторожно объезжай стоящий транспорт! 
Стоящий на проезжей части дороги транспорт создает ситуацию «закрытого 

обзора». Особую осторожность в таких случаях надо проявлять в зонах возможных 
пешеходных и транспортных потоков в пересекаемом направлении. 

 
16.  Будь  осторожен  при  разъезде  с  транспортом  в  опасной  зоне!  При 

разъезде  вблизи  остановок  общественного  транспорта,  пешеходных  переходов, 
перекрестков  могут  создаться  ситуации  «закрытого  обзора».  Проявляй  в  этих 
случаях повышенное внимание.