ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ
1.
Смотри на дорогу прежде всего с точки зрения безопасности.
Есть два видения дороги: с точки зрения «Что надо делать» и другое – «Чего
надо избегать». Старайся, чтобы всегда преобладала вторая точка зрения.
Не уклоняйся от маршрута, не допускай самовольные отлучки на автомобиле
и не используй его в личный и корыстных целях.
2.
Переключай внимание на безопасность!
Водителю в процессе вождения приходится совмещать две задачи –
полезную (достижение цели движения) и защитную (обеспечение безопасности
движения) – и наблюдать дорогу с этих двух позиций.
Надо постоянно переключать наблюдение с позиции «полезно» на позицию
«безопасно». Приближаясь к перекрестку, пешеходному переходу, остановке
общественного транспорта, железнодорожному переезду, закрытому повороту, и
прочим опасным для движения местам – переключись! Переключиться - значит
стать предельно собранным, думать не об экономии времени, а о том, как
обеспечить безопасность движения.
Приучай себя переключаться перед выполнением обгона, поворота, особенно
левого, выездом на главную дорогу, движением автомобиля задним ходом,
торможением.
Заметив появившегося на проезжей части ребенка, взрослых с детьми,
пожилого пешехода, нетрезвого – переключись!
Приближаясь к предметам, ограничивающим обзор (стоящим транспортным
средствам, заборам и т.д.), обгоняя попутные транспортные средства и разъезжаясь
со встречными — переключись!
3.
Сдерживай желание сэкономить секунду!
Надо научиться подавлять в себе привычное желание сэкономить секунду-
другую, успеть «проскочить»!
4.
Делай все с запасом пространства и времени!
Дорожная обстановка сложна, изменчива и всегда таит, в себе элемент
неожиданности. Поэтому все действия по управлению выполняй с запасом
пространства и времени. Дистанцию и интервал движения выдерживай с запасом.
Не тормози резко без надобности, пользуйся служебным торможением, притом
плавно (особенно при перевозке пассажиров, которые от резкого торможения могут
пострадать), для чего имей в запасе путь и время. Скорость движения поддерживай
чуть ниже той, которая, кажется тебе возможной в данных условиях. Так: «Столько,
сколько требуется и ещё немного – про запас».
5.
Равномерность, плавность движения, а не скорость!
Мастерство водителя определяется не по максимальной скорости, которую
он способен развить, а по равномерности и плавности движения, умению двигаться
по графику. Чем меньше торможений и разгонов на участке, чем выше плавность
хода, тем при прочих равных условиях выше класс вождения, тем более
благоприятные условия создаются для обеспечения безопасного движения. Помните
об этом!
6.
Проявляй гибкость в манере вождения!
Человеку свойственно, работать по привычке: сегодня—как вчера, завтра—
как сегодня. Однако дорожные условия могут измениться очень быстро, поэтому в
каждой ситуации действуй по обстановке, в манере вождения приспосабливайся к
реальным условиям движения.
7.
Другие участники движения — слабее тебя!
При оценке обстановки на дороге предполагай худшее для себя:
неопытность, даже неразумность других участников движения. И поэтому бери на
себя максимум ответственности для обеспечения безопасности движения.
8.
Уважай в каждом участнике движения человека!
В
каждом пешеходе, водителе, пассажире стремись видеть прежде всего –
ЧЕЛОВЕКА – с его целями, настроением, слабостями. Доброжелательность и
уважение к участникам движения, готовность уступить им – закон современной
дороги.
9.
Для надежности – повтори наблюдение!
У
любого водителя в большей или меньшей степени недостает опыта
наблюдения ситуации, поэтому необходимо сознательно, волевым усилием
повторять наблюдение («Так ли я делаю, не ошибся ли я?») и сделать это
привычкой.
10. Скорость – только при условии безопасности!
Малоопытные водители не умеют разрешать противоречие между скоростью
и безопасностью движения, не сознают того, что проигрыш от аварии куда больше
выигрыша, который может дать скорость. Потому с самого начала водительской
практики и навсегда следует помнить: Скорость – только при условии обеспечения
безопасности движения.
11. Правила дорожного движения – как нерушимый принцип!
Встречаются ситуации, когда кажется, что обязательное выполнение
предписаний Правил дорожного движения не обязательно: явной опасности нет, и
контроль отсутствует. Однако крайне опасна сама по себе привычка решать, когда
нужно, а когда не нужно соблюдать Правила: в конце концов такая привычка
обязательно приведет к происшествию.
12. Честь участку повышенной опасности!
У
водителя должна быть выработана автоматическая реакция на любой
участок повышенной опасности (остановку общественного транспорта, пешеходный
переход, закрытый поворот, перекресток, знак «Дети» и т. п.).
Приближаясь к такому участку, снижай скорость, повышай внимание,
увеличивай дистанцию до движущегося впереди транспортного средства – даже
если участок, по твоей зрительной оценке, совершенно безопасен. В противном
случае у водителя незаметно для него самого может сформироваться привычка
реагировать на зону повышенной опасности не всегда, а только если он обнаружил
при подъезде к ней явную опасность. Эта привычка рано или поздно подведет.
13. Не обгоняй и не опережай в опасной зоне!
Избегай обгона и опережения транспортных средств вблизи остановок
общественного транспорта, пешеходных переходов, перекрестков, поворотов и
других опасных для движения мест, так как при обгоне или опережении создается
ситуация «закрытого обзора», когда вовремя не замечается пешеход или
транспортные средства, пересекающие твой путь.
14. Не обгоняй и не опережай в опасные моменты!
Избегай совершать обгон и опережение в пограничные моменты времени,
когда движение потока пешеходов или транспорта в пересекающем направлении
прекращается, а Ваш поток начинает движение. Хотя движение и разрешено, не
опережай транспорт в соседних рядах сразу же: это создает ситуацию «закрытого
обгона» в опасной зоне, какой является перекресток.
15. Осторожно объезжай стоящий транспорт!
Стоящий на проезжей части дороги транспорт создает ситуацию «закрытого
обзора». Особую осторожность в таких случаях надо проявлять в зонах возможных
пешеходных и транспортных потоков в пересекаемом направлении.
16. Будь осторожен при разъезде с транспортом в опасной зоне! При
разъезде вблизи остановок общественного транспорта, пешеходных переходов,
перекрестков могут создаться ситуации «закрытого обзора». Проявляй в этих
случаях повышенное внимание.