background image

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 

N 1309 

(ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка 

обеспечения условий доступности для 

инвалидов объектов и предоставляемых услуг в 

сфере образования, а также оказания им при 

этом необходимой помощи

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

от 9 ноября 2015 г. N 1309

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ

 

И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ

 

ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

 

В соответствии с подпунктом 5.2.73(13) Положения о Министерстве образования и науки 
Российской  Федерации,  утвержденного  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 
2013, N 23, ст. 2923; N

 

33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 

3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976), приказываю:

 

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской 
Федерации  прилагаемый

 

Порядок

 

обеспечения  условий  доступности  для  инвалидов 

объектов  и  предоставляемых  услуг  в  сфере  образования,  а  также  оказания  им  при  этом 
необходимой помощи.

 

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

Министр

 

Д.В.ЛИВАНОВ

 

 
 
 

Приложение

 

Утвержден

 

приказом Министерства образования

 

и науки Российской Федерации

 

от 9 ноября 2015 г. N 1309

 

ПОРЯДОК

 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ

 

И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ

 


background image

ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

 

1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых 
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет 
правила  обеспечения  условий  доступности  для  инвалидов  объектов  (административные 
здания, строения, сооружения и помещения) (далее 

объекты) Министерства образования 

и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и 
науки,  Федерального

 

агентства  по  делам  молодежи,  органов  государственной  власти 

субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере 
образования,  органов  местного  самоуправления,  осуществляющих  управление  в  сфере 
образования (далее 

органы), подведомственных органам организаций, независимо от их 

организационно

-

правовых  форм  (далее 

организации);  услуг  в  сфере  образования, 

предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным

 

законом

 

от 27 

июля  2010  г.  N  210

-

ФЗ  "Об  организации  предоставления  государственных  и 

муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 
4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 
7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, ст. 3480; N 30, ст. 4084; N 51, 
ст. 6679; N 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; 2015, N 1, ст. 

6

7, ст. 72; N 29, ст. 4342) (далее 

услуги в сфере образования), а также оказания инвалидам 

при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в 
сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

 

2. Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в 
пределах  установленных  полномочий  организуют  инструктирование  или  обучение 
специалистов,  работающих  с  инвалидами  по  вопросам,  связанным  с  обеспечением 
доступности для инвалидов объектов и

 

услуг в сфере образования с учетом имеющихся у 

них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

 

3. Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, 
обеспечивается  создание  инвалидам  следующих  условий  доступности  объектов  в 
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными 
правовыми актами:

 

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

 

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к 
месту  предоставления  услуги,  в  том  числе  с  помощью  работников  объекта, 
предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного 
кресла

-

коляски;

 

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, 
в  том  числе  с  использованием  кресла

-

коляски  и,  при  необходимости,  с  помощью 

работников объекта;

 

г)  сопровождение  инвалидов,  имеющих  стойкие  нарушения  функции  зрения,  и 
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

 

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о 
доступных маршрутах общественного транспорта;

 

е)  надлежащее  размещение  носителей  информации,  необходимой  для  обеспечения 
беспрепятственного  доступа  инвалидов  к  объектам  и  услугам,  с  учетом  ограничений  их 


background image

жизнедеятельности,  в  том  числе  дублирование  необходимой  для  получения  услуги 
звуковой  и  зрительной  информации,  а  также  надписей,  знаков  и  иной  текстовой  и 
графической информации знаками, выполненными рельефно

-

точечным

 

шрифтом Брайля и 

на контрастном фоне;

 

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки

-

проводника 

при  наличии  документа,  подтверждающего  ее  специальное  обучение,  выданного 
по

 

форме

 

и в

 

порядке

, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты 

Российской  Федерации  от  22  июня  2015  г.  N  386н  (зарегистрирован  Министерством 
юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115).

 

4. Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, 
обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии 
с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми 
актами:

 

а)  наличие  при  входе  в  объект  вывески  с  названием  организации,  графиком  работы 
организации,  плана  здания,  выполненных  рельефно

-

точечным  шрифтом

 

Брайля  и  на 

контрастном фоне;

 

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме 
информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых 
для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения 
услуги действий;

 

в)  предоставление  инвалидам  по  слуху,  при  необходимости,  услуги  с  использованием 
русского  жестового  языка,  включая  обеспечение  допуска  на  объект  сурдопереводчика, 
тифлопереводчика;

 

г)  наличие  в  одном  из  помещений,  предназначенных  для  проведения  массовых 
мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

 

д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере 
образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

 

е) обеспечение предоставления  услуг тьютора организацией, предоставляющей  услуги в 
сфере  образования,  на  основании  соответствующей  рекомендации  в  заключении 
психолого

-

медико

-

педагогической 

комиссии 

или 

индивидуальной 

программе 

реабилитации инвалида;

 

ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а 
также  специальных  технических  средств  обучения  коллективного  и  индивидуального 
пользования;

 

з)  оказание  работниками  органов  и  организаций,  предоставляющих  услуги  в  сфере 
образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих 
получению  услуг  в  сфере  образования  и  использованию  объектов  наравне  с  другими 
лицами;

 

и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов, предусмотренные:

 

Порядком

 

организации 

и 

осуществления 

образовательной 

деятельности 

по 

образовательным  программам  среднего  профессионального  образования,  утвержденным 
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 
464  (зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской  Федерации  30  июля  2013  г., 
регистрационный  N  29200),  с  изменениями,  внесенными  приказами  Министерства 


background image

образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 31 (зарегистрирован 
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  7  марта  2014  г.,  регистрационный  N 
31539)  и  от  15  декабря  2014  г.  N  1580  (зарегистрирован  Министерством  юстиции 
Российской Федерации 15 января 2015 г., регистрационный N 35545);

 

Порядком

 

организации 

и 

осуществления 

образовательной 

деятельности 

по 

дополнительным  общеобразовательным  программам,  утвержденным  приказом 
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 
(зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской  Федерации  27  ноября  2013  г., 
регистрационный N 30468);

 

Порядком

 

организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  основным 

общеобразовательным  программам 

образовательным  программам  дошкольного 

образования,  утвержденным  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской 
Федерации  от  30  августа  2013  г.  N  1014  (зарегистрирован  Министерством  юстиции 
Российской Федерации 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038);

 

Порядком

 

организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  основным 

общеобразовательным  программам 

образовательным  программам  начального  общего, 

основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства 
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован 
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  1  октября  2013  г.,  регистрационный  N 
30067),  с  изменениями,  внесенными  приказами  Министерства  образования  и  науки 
Российской  Федерации  от  13  декабря  2013  г.,  N  1342  (зарегистрирован  Министерством 
юстиции Российской Федерации 7 февраля 2014 г., регистрационный N 31250), от 28 мая 
2014 г. N 598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 
2014  г.,  регистрационный  N  33406)  и  от  17  июля  2015  г.  N  734  (зарегистрирован 
Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный N 

38490); 

Порядком

 

организации 

и 

осуществления 

образовательной 

деятельности 

по 

образовательным  программам  высшего  образования 

программам  бакалавриата, 

программам  специалитета,  программам  магистратуры,  утвержденным  приказом 
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря

 

2013 г. N 1367 

(зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской  Федерации  24  февраля  2014  г., 
регистрационный  N  31402),  с  изменениями,  внесенными  приказом  Министерства 
образования  и  науки  Российской  Федерации  от  15  января  2015  г.  N  7  (зарегистрирован 
Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2015 г., регистрационный N 

35965). 

5.  Органами  и  организациями,  предоставляющими  услуги  в  сфере  образования, 
осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 
2016  г.  вновь  вводимых  в  эксплуатацию,  а  также  прошедших  капитальный  ремонт, 
реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, 
а также по обеспечению закупки с 1 июля 2016 г. транспортных средств для обслуживания 
населения  с  соблюдением  требований  к  их  доступности  для  инвалидов, 
установленных

 

статьей

  15

 

Федерального  закона  от  24  ноября  1995  г.  N  181

-

ФЗ  "О 

социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства 
Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, 


background image

ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 
2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 
2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, 
ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 38

80; N 30, 

ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 
53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, ст. 3475, ст. 3477; N 48, ст. 
6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; 
N  27,  ст.  3967),  а  также  норм  и  правил,  предусмотренных

 

пунктом

  41

 

перечня 

национальных стандартов и сводов

 

правил (частей таких стандартов и сводов правил), в 

результате  применения  которых  на  обязательной  основе  обеспечивается  соблюдение 
требований  Федерального  закона  "Технический  регламент  о  безопасности  зданий  и 
сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 
декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 

465). 

6. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования в арендуемых для 
предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом 
потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с 
арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении 
собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов 
данного объекта.

 

7.  Органы  и  организации,  предоставляющие  услуги  в  сфере  образования,  в  целях 
определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов 
и  предоставляемых  услуг  проводят  обследование  данных  объектов  и  предоставляемых 
услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и 
услуг (далее соответственно 

обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

 

8. Паспорт доступности содержит следующие разделы:

 

а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

 

б)  оценка  соответствия  уровня  доступности  для  инвалидов  объекта  и  имеющихся 
недостатков  в  обеспечении  условий  его  доступности  для  инвалидов  с  использованием 
показателей, предусмотренных

 

пунктом

 11

 

настоящего Порядка;

 

в)  оценка  соответствия  уровня  доступности  для  инвалидов  предоставляемых  услуг  и 
имеющихся  недостатков  в  обеспечении  условий  их  доступности  для  инвалидов  с 
использованием показателей, предусмотренных

 

пунктом

 12

 

настоящего Порядка;

 

г)  управленческие  решения  по  срокам  и  объемам  работ,  необходимых  для  приведения 
объекта  и  порядка  предоставления  на  нем  услуг  в  соответствие  с  требованиями 
законодательства Российской Федерации.

 

9.  Для  проведения  обследования  и  паспортизации  распорядительным  актом  органа  или 
организации,  предоставляющих  услуги  в  сфере  образования,  создается  комиссия  по 
проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее 

Комиссия),  утверждаются  ее  состав,  план

-

график  проведения  обследования  и 

паспортизации, а также организуется работа Комиссии.

 

10.  В  состав  Комиссии  включаются  (по  согласованию)  представители  общественных 
объединений  инвалидов,  осуществляющих  свою  деятельность  на  территории  поселения, 


background image

муниципального  района,  городского  округа,  где  расположен  объект,  на  котором 
планируется проведение обследования и паспортизации.

 

11.  Оценка  соответствия  уровня  обеспечения  доступности  для  инвалидов  объектов 
осуществляется  с  использованием  следующих  показателей  доступности  для  инвалидов 
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:

 

а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 г. в эксплуатацию объектов (зданий, помещений), 
в  которых  предоставляются  услуги  в  сфере  образования,  а  также  используемых  для 
перевозки  инвалидов  транспортных  средств,  полностью  соответствующих  требованиям 
доступности  для  инвалидов,  от  общего  количества  вновь  вводимых  объектов  и 
используемых для перевозки инвалидов транспортных средств;

 

б) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1 июля 
2016  г.  на  них  капитального  ремонта,  реконструкции,  модернизации  полностью 
соответствуют  требованиям  доступности  для  инвалидов  объектов  и  услуг,  от  общего 
количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию;

 

в) удельный вес существующих объектов, на которых до проведения капитального ремонта 
или  реконструкции  обеспечивается  доступ  инвалидов  к  месту  предоставления  услуги, 
предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это 
возможно,  необходимых  услуг  по  месту  жительства  инвалида,  от  общего  количества 
объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с 
учетом потребностей инвалидов;

 

г)  удельный  вес  объектов,  на  которых  обеспечиваются  условия  индивидуальной 
мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, 
от  общего  количества  объектов,  на  которых  инвалидам  предоставляются  услуги,  в  том 
числе, на которых имеются:

 

выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;

 

сменные кресла

-

коляски;

 

адаптированные лифты;

 

поручни;

 

пандусы;

 

подъемные платформы (аппарели);

 

раздвижные двери;

 

доступные входные группы;

 

доступные санитарно

-

гигиенические помещения;

 

достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок от общего 
количества объектов, на которых инвалидам предоставляются

 

услуги в сфере образования;

 

д)  удельный  вес  объектов  с  надлежащим  размещением  оборудования  и  носителей 
информации,  необходимых  для  обеспечения  беспрепятственного  доступа  к  объектам 
(местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также 
надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно

-

точечным  шрифтом  Брайля  и  на  контрастном  фоне,  от  общего  количества  объектов,  на 
которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

 

е)  удельный  вес  объектов  в  сфере  образования,  имеющих  утвержденные  Паспорта 
доступности, от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги в сфере 
образования.

 


background image

12.  Оценка  соответствия  уровня  обеспечения  доступности  для  инвалидов  услуг 
осуществляется  с  использованием  следующих  показателей  доступности  для  инвалидов 
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:

 

а) удельный вес объектов, в которых одно из помещений, предназначенных для проведения 
массовых  мероприятий,  оборудовано  индукционной  петлей  и  звукоусиливающей 
аппаратурой,  от  общего  количества  объектов,  на  которых  инвалидам  предоставляются 
услуги в сфере образования;

 

б) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием русского 
жестового  языка,  допуском  сурдопереводчика  и  тифлосурдопереводчика,  от  общего 
количества предоставляемых услуг в сфере образования;

 

в) доля работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, 
прошедших  инструктирование  или  обучение  для  работы  с  инвалидами  по  вопросам, 
связанным  с

 

обеспечением  доступности  для  инвалидов  объектов  и  услуг  в  сфере 

образования  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и 
законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников органов 
и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования;

 

г) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением 
ассистента

-

помощника, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

 

д) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением 
тьютора, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

 

е)  доля  педагогических  работников  дошкольных  образовательных  организаций  и 
общеобразовательных  организаций,  имеющих  образование  и  (или)  квалификацию, 
позволяющие 

осуществлять 

обучение 

по 

адаптированным 

основным 

общеобразовательным  программам,  от  общего  числа  педагогических  работников 
дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;

 

ж)  доля  детей

-

инвалидов  в  возрасте  от  5  до  18  лет,  получающих  дополнительное 

образование, от общего числа детей

-

инвалидов данного возраста;

 

з) доля детей

-

инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, 

от общего числа детей

-

инвалидов данного возраста;

 

и) доля детей

-

инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего 

образования, от общего числа детей

-

инвалидов школьного возраста;

 

к)  удельный  вес  органов  и  организаций,  предоставляющих  услуги  в  сфере  образования, 
официальный сайт которых адаптирован для лиц с нарушением

 

зрения (слабовидящих).

 

13. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для 
включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении 
"разумного  приспособления"  Конвенции  о  правах  инвалидов  от  13  декабря  2006  г. 
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 468) предложения по 
принятию управленческих решений, в том числе:

 

по  созданию  (с  учетом  потребностей  инвалидов)  условий  доступности  существующего 
объекта и предоставляемых услуг в соответствии с

 

частью

 4 

статьи

 15

 

Федерального закона 

от 24 ноября 1995 г. N 181

-

ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 
3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410;

 

N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 

2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, 


background image

N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 
3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 
2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, 
ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, ст. 
3475, ст. 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 
6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967) в случае невозможности полностью приспособить 
объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;

 

по  определению  мероприятий,  учитываемых  в  планах  развития  объекта,  в  сметах  его 
капитального  и  текущего  ремонта,  реконструкции,  модернизации,  в  графиках 
переоснащения  объекта  и закупки  нового  оборудования,  в целях  повышения  уровня  его 
доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;

 

по включению в технические задания на разработку проектно

-

сметной документации по 

проектированию,  строительству,  оснащению  приспособлениями  и  оборудованием  вновь

 

вводимых  в  эксплуатацию  объектов,  на  которых  предоставляются  услуги  в  сфере 
образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности 
объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.

 

14.  Паспорт  доступности  организации,  разработанный  Комиссией,  утверждается 
руководителем  организации  и  представляется  в  течение  10  рабочих  дней  после 
утверждения:

 

муниципальными  организациями 

в  орган  местного  самоуправления,  на  территории 

которого ими осуществляется деятельность;

 

государственными  организациями,  находящимися  в  ведении  органов  государственной 
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в 
сфере образования, 

в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 

осуществляющие государственное управление в сфере образования;

 

федеральными  государственными  организациями 

в  федеральные  государственные 

органы, осуществляющие функции учредителя указанных организаций.

 

Паспорт доступности органа утверждается руководителем органа.

 

15.  В  случае  предоставления  услуги  в  арендуемом  помещении  (здании)  или  с 
использованием  арендуемого  транспортного  средства  в  состав  Комиссии  включается 
представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, 
а  в  предложениях  по  повышению  уровня  доступности  объекта  учитываются  его 
предложения,  которые  вытекают  из  обязанности  собственника  обеспечивать  условия 
доступности  для  инвалидов  объектов  и  услуг  в  соответствии  с

 

частью

  4 

статьи

 

15

 

Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181

-

ФЗ "О социальной защите инвалидов в 

Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, 
ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, 
ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 
2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 
2008, N 9, ст. 817; N 29, ст.

 

3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, 

ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 
6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 71

7; N 

19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, ст. 3475, ст. 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 
3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967).

 


background image

16.  Органы  и  организации,  предоставляющие  услуги  в  сфере  образования,  с 
использованием  показателей,  предусмотренных

 

пунктами

  11

 

и

 

12

 

настоящего  Порядка,  а 

также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают 
планы  мероприятий  (далее 

"дорожные  карты")  по  повышению  значений  показателей 

доступности  для  инвалидов  объектов  и  услуг  в  соответствии  с

 

Правилами

 

разработки 

федеральными  органами  исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти 
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления  мероприятий  по 
повышению значений показателей доступности для инвалидов и  услуг  в  установленных 
сферах  деятельности,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 

2015, 

N 26, ст. 3894).

 

17. "Дорожные карты", разработанные и утвержденные Федеральной службой по надзору в 
сфере образования и науки и Федеральным агентством по делам молодежи, представляются 
в Министерство образования и науки Российской Федерации.

 

 
 
 
 
 

Судебная

 

практика и законодательство 

— 

Приказ 

Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) 

Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности 

для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере 

образования, а также оказания им при этом необходимой 

помощи

 

 

<Письмо>

 

Минобрнауки

 

России

 

от

 18.05.2017 N 06-517 

 

дополнительных

 

мерах"

 

(вместе

 

с

 

"Методическими

 

рекомендациями

 

по

 

организации

 

приемной

 

кампании

 

лиц

 

с

 

ограниченными

 

возможностями

 

здоровья

 

и

 

инвалидностью

 

на

 

обучение

 

по

 

программам

 

среднего

 

профессионального

 

образования

 

и

 

профессионального

 

обучения")

 

Порядком

 

обеспечения  условий  доступности  для  инвалидов  объектов  и 

предоставляемых  услуг  в  сфере  образования,  а  также  оказания  им  при  этом 
необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 
г. N 1309;

 

 

 

<Письмо>

 

Минобрнауки

 

России

 

от

 04.05.2016 N 

АК

-950/02 

(ред.

 

от

 08.08.2016) 

 

методических

 

рекомендациях"

 

(вместе

 

с

 

"Методическими

 

рекомендациями

 

по

 

развитию

 

сети

 

образовательных

 

организаций

 

и

 

обеспеченности

 

населения

 

услугами

 

таких

 

организаций,

 

включающие

 

требования

 

по

 

размещению

 

организаций

 

сферы

 

образования,

 

в

 

том

 

числе

 

в

 

сельской

 

местности,

 

исходя

 

из

 

норм

 

действующего

 


background image

законодательства

 

Российской

 

Федерации,

 

с

 

учетом

 

возрастного

 

состава

 

и

 

плотности

 

населения,

 

транспортной

 

инфраструктуры

 

и

 

других

 

факторов,

 

влияющих

 

на

 

доступность

 

и

 

обеспеченность

 

населения

 

услугами

 

сферы

 

образования",

 

утв.

 

Минобрнауки

 

России

 04.05.2016 N 

АК

-

15/02вн)

 

- 

приказ

 

Минобрнауки  России  от  9  ноября  2015  г.  N  1309  "Об  утверждении  Порядка 

обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг 
в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

 

 

 

Приказ

 

Минобрнауки

 

России

 

от

 30.03.2016 N 336 

Об

 

утверждении

 

перечня

 

средств

 

обучения

 

и

 

воспитания,

 

необходимых

 

для

 

реализации

 

образовательных

 

программ

 

начального

 

общего,

 

основного

 

общего

 

и

 

среднего

 

общего

 

образования,

 

соответствующих

 

современным

 

условиям

 

обучения,

 

необходимого

 

при

 

оснащении

 

общеобразовательных

 

организаций

 

в

 

целях

 

реализации

 

мероприятий

 

по

 

содействию

 

созданию

 

в

 

субъектах

 

Российской

 

Федерации

 

(исходя

 

из

 

прогнозируемой

 

потребности)

 

новых

 

мест

 

в

 

общеобразовательных

 

организациях,

 

критериев

 

его

 

формирования

 

и

 

требований

 

к

 

функциональному

 

оснащению,

 

а

 

также

 

норматива

 

стоимости

 

оснащения

 

одного

 

места

 

обучающегося

 

указанными

 

средствами

 

обучения

 

и

 

воспитания

 

<4> Оснащение оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья 
и  инвалидностью  в  соответствии  с

 

Порядком

 

обеспечения  условий  доступности  для 

инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания 
им  при  этом  необходимой  помощи",  утвержденным  приказом  Министерства 
образования  и  науки  Российской  Федерации  от  9  ноября  2015  г.  N  1309 
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2015 г., 
регистрационный N 40000).

 

 

 

Письмо

 

Минобрнауки

 

России

 

от

 12.02.2016 N 

ВК

-270/07 

"Об

 

обеспечении

 

условий

 

доступности

 

для

 

инвалидов

 

объектов

 

и

 

услуг

 

в

 

сфере

 

образования"

 

(вместе

 

с

 

"Разъяснениями

 

по

 

вопросам

 

исполнения

 

приказов

 

Министерства

 

образования

 

и

 

науки

 

Российской

 

Федерации

 

от

 9 

ноября

 2015 

г.

 N 1309 

"Об

 

утверждении

 

Порядка

 

обеспечения

 

условий

 

доступности

 

для

 

инвалидов

 

объектов

 

и

 

предоставляемых

 

услуг

 

в

 

сфере

 

образования,

 

а

 

также

 

оказания

 

им

 

при

 

этом

 

необходимой

 

помощи"

 

и

 

от

 2 

декабря

 2015 

г.

 N 1399 

"Об

 

утверждении

 

Плана

 

мероприятий

 

("дорожной

 

карты")

 

Министерства

 

образования

 

и

 

науки

 

Российской

 

Федерации

 

по

 

повышению

 

значений

 

показателей

 

доступности

 

для

 

инвалидов

 

объектов

 

и

 

предоставляемых

 

на

 

них

 

услуг

 

в

 

сфере

 

образования")

 

В  соответствии  с

 

приказом

  N  1309

,  организациям,  подведомственным  Минобрнауки 

России (далее 

организации) необходимо:

 

Определить  ответственных  за  организацию  данной  работы  должностных  лиц  (в 
должности  не  ниже  заместителя  руководителя  организации)  и  представить  в  адрес 
Департамента  государственной  политики  в  сфере  защиты  прав  детей  (далее 


background image

Департамент)  информацию  об  ответственных  лицах  (с  указанием  ФИО,  должности, 
контактных данных) в срок до 15 февраля 2016 г.