2
Содержание
стр.
I.
Пояснительная записка
3
1.
Нормативно-правовая база
3
2.
Актуальность и педагогическая целесообразность реализации
программы дополнительного образования в политехникуме
4
3.
Принципы реализации
6
4.
Цели и задачи
8
II. Концептуальная основа дополнительного предпрофессионального
образования в ГАПОУ СО «Ирбитский политехникум»
9
1.
Эффективность и результативность
9
2.
Проблемы организации дополнительного образования детей
9
3.
Перспектива развития дополнительного образования
10
4.
Содержание и организация
11
III. Образовательный блок
13
1.
Учебный план
13
2.
Расписание занятий
14
3.
Профессиональные образовательные программы
16
IV. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования
17
V
Ожидаемые результаты
18
Заключение
19
Список литературы
20
Приложение
3
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Федеральные:
Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г с
поправками от 12 мая 2016 года.)
Трудовой кодекс РФ (Ст. 63).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят
Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона
от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования приказ № 413 от 17.05.2012 года (с изменениями от 31
декабря 2015 года N 1578).
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию
дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
(Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты
детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённые Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-
4
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях".
Приказ от 29 августа 2013 г. n 1008 Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам
Региональные:
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области"
Локальные:
Устав ГАПОУ СО "ИПТ";
Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 сентября
2011 года № 14065.
Лицензированные дополнительные образовательные программы (подвид:
Дополнительное образование детей и взрослых) (приказ № 2270 – ЛИ от
10.12.2015 года).
Соглашение о совместной деятельностью между МБОУ МО г. Ирбит «СОШ
№ 8» и ГАОУ СПО СО (ГАПОУ СО ИПТ) г. Ирбита;
Программа по профориентации учащихся школ «Я выбираю будущее»;
2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид
образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном, профессиональном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени.
Дополнительное предпрофессиональное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
5
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных
образовательных
программ,
оказания
дополнительных
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное
предназначение
дополнительного
предпрофессионального
образования в государственном автономном профессиональном образовательном
учреждений Свердловской области «Ирбитский политехникум» (далее
Политехникум) - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании
профессии и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в
рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное предпрофессиональное образование детей по праву
рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства,
сложившегося в современном российском обществе. Оно социально
востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и
государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение
и профессиональное развитие личности. Обучение детей осуществляется на
основе образовательных программ, разработанных, педагогами Политехникума
совместно с учителями технологии, заместителями директора по учебной,
воспитательной работе в школе. Преимущества дополнительного образования
состоит в том, что все его программы предлагаются учащимся по выбору, в
соответствии с их интересами, природными склонностями и профессиональными
способностями.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного
образования
- дать растущему человеку
возможность проявить себя, пережить
ситуацию успеха
. Поскольку в системе дополнительного образования палитра
выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически
каждый учащийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том
или ином виде профессиональной деятельности.
6
3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
При организации дополнительного предпрофессионального образования
детей и взрослых Политехникум опирается на следующие приоритетные
принципы:
1.
Принцип
доступности.
Дополнительное
предпрофессиональное
образование – образование
доступное
. Здесь могут заниматься любые дети –
«обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные;
«проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды
(согласно адаптированным программам).
2. Принцип индивидуальности.
Дополнительное предпрофессиональное
образование
реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в
индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса
предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога.
При
этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим
уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать
порицаниям.
3. Принцип
свободного выбора и ответственности
предоставляет
обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального
образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм
деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей
особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих
интересы, потребности, возможности профессионального самоопределения и
самореализации.
4. Принцип развития
. Данный принцип подразумевает создание среды
образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного
профессионального потенциала каждого обучающегося, совершенствование
педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного
образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус
системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника.
Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности,
7
интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному
самостоятельному поиску,
подталкивает к самообразованию
.
5. Принцип социализации и личной значимости
предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни
в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов
поведения, присущих российскому и мировому обществу.
6. Принцип личностной значимости
подразумевает под собой
динамичное
реагирование
дополнительного
предпрофессионального
образования
на
изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания
образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул
поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету, к выбранной
профессии. Именно в системе дополнительного образования детей существую
такие программы, которые позволяют прибрести школьникам не абстрактную
информацию,
нередко
далекую
от
реальной
жизни,
а
практические умения и навыки а также и профессиональные знания
,
которые на деле помогают ему ориентироваться в мире профессии др.
7. Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (практические работы, учебная практика)
обучающиеся включаются в различные виды профессиональной деятельности,
что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
8. Принцип разновозрастного единства.
Особенно в разновозрастных объединениях школьники могут проявить свою
инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
9. Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, Политехникума, учреждений образования
МО город Ирбит и Ирбитский района направлена на обеспечение каждому
ребёнку максимально благоприятных условий для интеллектуального развития,
удовлетворения его творческих, профессиональных и образовательных
потребностей.
8
4.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная цель
– развитие мотиваций учащихся к познанию мира профессии
при получении первоначальных профессиональных навыков, их самореализации и
самоопределения в отношении дальнейшего выбора профиля обучения.
Задачи:
1.
Создание системы профориентации учащихся общеобразовательных школ
города Ирбита и Ирбитского района через внеурочную деятельность в
Политехникуме, через:
- связь с социумом (образовательные школы города Ирбита и
Ирбитского района, Политехникум, ГКУ «Ирбитский ЦЗ»,
Управление образованием)
- организацию профильных лагерей на базе Политехникума.
2.
Формирование у учащихся знаний об отраслях хозяйства страны, об
организации производства, современном оборудовании, об основных
профессиях/ специальностях, их требованиях к профессионалу, о путях
продолжения образования и получения профессиональной переподготовки.
3.
Формирование
системы
дополнительного
предпрофессионального
образования в Политехникуме, способную дать возможность каждому
учащемуся выбрать себе программу профессиональной подготовки по
интересу, творчеству позволяющую создать условия для занятости учащегося
в период летних каникул.
4.
Формирование первоначальных профессиональных навыков для успешности
учащихся в профессиональном обучении, в дальнейшей профессиональной
сфере.
5.
Предупреждение асоциального поведения учащихся; обеспечение внеурочной
занятости учащихся «группы риска».
6.
Достижение учащимися повышенного уровня знаний, умений, навыков в
избранной профессиональной области, создание условий для самореализации,
самоопределения учащихся в профориентационной деятельности.
9
II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ГАПОУ СО «ИПТ»
Интеграция основного общего и дополнительного предпрофессионального
образования может обеспечить:
определённую стабильность и постоянное профессиональное развитие
учащихся;
необходимый уровень знаний, умений, навыков учащихся, развитие их
эмоционально-образной сферы, формирование профессиональных качеств,
социальной активности.
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Основными показателями эффективности и результативности работы
программы являются:
- заинтересованность учащихся и их родителей (лиц их заменяющих)
в получении дополнительного предпрофессионального образования;
- профессиональные достижения учащихся школ (результаты участия в
выставках декоративно-прикладного творчества, олимпиадах профессионального
мастерства, научно-практических конференциях и т.д.) муниципального,
регионального уровней;
- занятость выпускников школ на период летних каникул по профилю
дополнительного образования.
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В ходе анализа организации дополнительного предпрофессионального
образования можно выявить следующие проблемы, которые имеются в
общеобразовательных учреждениях:
-
наличие
заблуждений,
ошибок,
стереотипов
в
отношении
профессионального дополнительного образования;
10
- не хватает узких специалистов по профессиональному дополнительному
образованию, особенно для работы с юношами;
-
отсутствие системы интеграции основного, дополнительного и
профессионального
образования,
образовательного,
воспитательного
и
оздоровительного процессов;
- несовершенство нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего и
профессионального
образования
в
части
взаимодействия
общего
и
дополнительного образования (положения, инструкции, договоры, локальные
акты и т.д.).
– не в полной мере изучается заказ учащихся и их родителей на
дополнительное профессиональное образование;
- нежелание учителей внедрять в свою деятельность интегрированные уроки
с профессиональной деятельностью, проведение уроков технологии на базе
Политехникума.
3.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективой
развития
предпрофессионального
дополнительного
образования ГАПОУ СО «ИПТ» является:
- расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция
общего, дополнительного и профессионального образования;
–изучение и формирование социального заказа на дополнительное
образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности,
разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить
индивидуальный
маршрут
учащегося,
реализовать
личностные
и
профессиональные результаты образования;
- изменение позиции педагога дополнительного образования, школьного
учителя в вопросах построения образовательного процесса на базе
Политехникума, больше внимания уделять технологиям интеграции.
11
- качественная реализация программ основного профессионального
образования за счёт реализации платных дополнительных образовательных услуг,
добровольных пожертвований, спонсорских средств.
4. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Образовательная
деятельность
Политехникума
в
дополнительном
образовании осуществляется через различные группы учащихся по интересам,
склонностям,
которые
совместно
обучаются
по
единой
выбранной
образовательной программе профессиональной подготовки в течение 160 часов (8
месяцев).
В группе могут заниматься учащиеся от 11 до 18 лет, после заключения
договора между законным представителем и Политехникумом. Курсы
дополнительного образования, профессионального обучения платные - 600
рублей в месяц (4800 за весь курс обучения), оплата проводится до 10 числа
каждого месяца (с октября по май).
Комплектование учебных групп начинается с июня по сентябрь месяц по
следующим
профессиональным
образовательным
программам
согласно
индивидуальным или коллективным заявкам до 20 сентября (Приложение 1) от
школ, законных представителей, классных руководителей, заместителей
директора:
Каменщик;
Кассир торгового зала;
Кондитер;
Маляр;
Официант;
Оператор электронно-вычислительных машин;
Парикмахер;
Печник;
Плотник;
Продавец непродовольственных / продовольственных товаров;
12
Швея (машинные работы);
Закройщик
Столяр строительный;
Штукатур;
Электросварщик ручной сварки.
Слесарь по ремонту автомобилей
Занятия учащихся в системе дополнительного предпрофессионального
образования проводятся в учебных кабинетах и мастерских Политехникума с
привлечением материально-технической базы Политехникума с 1 октября по 20
мая каждого года, в рабочие или выходные дни. График обучения составляется в
течение 5 рабочих дней при формировании групп после 20 сентября и доводится
до учащихся школ.
Курсы дополнительного предпрофессионального образования и итоговая
аттестация независимо от наименования программы завершаются до 20 мая.
Возможно изменение дней прохождения практики в каникулярное время или
выходные дни.
Нарушение
СанПин
при
составлении
графика
обучения
влечет
дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
В работе учебных групп могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом Политехникума.
Численный состав групп определяется программой педагога в зависимости от
специфики деятельности данной группы от 10 до 15 человек.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя
из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия по
группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьми ОВЗ.
Всем обучающимся успешно овладевшим учебной программой
предпрофессиональной
подготовки
(дополнительное
образование,
профессиональное обучение), проявившим профессиональные способности,
будет выдан документ установленного образца: 6-9 класс – удостоверение
(сертификат о прохождении курса обучения), 10 – 11 класс - свидетельство о
профессии рабочего, должности служащего по профилю подготовки с
13
присвоением квалификации,
что даст возможность учащемуся устроиться на
период летних каникул и в дальнейшем самоопределиться с выбором профессии/
специальности.
Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это делает данную
сферу существенным
фактором непрерывного образования личности
.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Закон РФ «Об образовании» предопределяет необходимость и обязательность
учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности
всех типов и видов учреждений образования. Закон предоставляет право
самостоятельного выбора формы учебного плана в соответствии с целями,
концепцией, содержанием образовательных программ.
Работа
Политехникума
по
предпрофессиональной
подготовке
осуществляется согласно расписанию занятий и учебных планов по рабочим
профессиям.
1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Ниже представлен пример учебного плана программы профессиональной
подготовки по
профессии
12721 Кассир торгового зала
Нормативный срок –
160
часов (
8
мес)
Форма обучения –
очная
Индекс
Элементы учебного процесса, в т.ч.
учебные дисциплины,
профессиональные модули,
междисциплинарные курсы
Общее
кол-во
часов
Сроки обучения (месяцев)
8 месяцев
часов в месяц
П.00
Профессиональный цикл
150
ОП.00
Общепрофессиональные дисциплины
32
ОП.01
Санитария и гигиена
8
8/0/0/0/0/0/0/0
ОП.02
Организация и технология розничной
торговли
8
8/0/0/0/0/0/0/0
ВЧ. 00
Вариативная часть
16
ОП 03
Технология трудоустройства
8
0/8/0/0/0/0/0/0
ОП 04
Введение в профессию
8
0/8/0/0/0/0/0/0
14
ПМ.00
Профессиональные модули
28
ПМ.01
Работа на контрольно-кассовой технике
и расчеты с покупателями
28
МДК.01.01
Эксплуатация контрольно-кассовой
техники
28
0/0/16/12/0/0/0/0
Всего по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям
60
ПП.00.
Учебная практика
90
0/0/16/20/16/16/22/
Консультации
6
0/0/0/0/0/0/0/6/
Итоговая аттестация
4
0/0/0/0/0/0/0/4/
Всего:
160
2.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Расписание занятий
– нормативный, управленческий документ,
регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию
учебных планов и программ.
Составление расписания регулируется следующими документами: «Типовым
положением об учреждении дополнительного образования детей», уставом
Политехникума, учебным планом, дополнительными предпрофессиональными
образовательными программами педагогов. При составлении расписания
учитывается загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст
обучающихся по программе. В расписании указываются: ФИО педагога, его
нагрузка в неделю, учебный предмет, название учебной группы, время и
продолжительность занятий, место проведения.
Ниже представлен образец
расписания уроков.
Расписание занятий группы КТЗ-1
с 1 октября по 29 октября 2016 года
Дата
№
пары
время
Наименование предмета
Ф.И.О.
преподавателя
Кабинет
4
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Санитария и гигиена
Порсина В.В.
302
5
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Санитария и гигиена
Порсина В.В.
302
11
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Санитария и гигиена
Порсина В.В.
302
12
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Санитария и гигиена (ЗАЧЕТ)
Порсина В.В.
302
15
18
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Организация и технология
розничной торговли
Порсина В.В.
302
19
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Организация и технология
розничной торговли
Порсина В.В.
302
25
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Организация и технология
розничной торговли
Порсина В.В.
302
26
октября
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Организация и технология
розничной торговли (ЗАЧЕТ)
Порсина В.В.
302
Расписание занятий группы КТЗ-1
с 1 декабря по 28 декабря 2016 года
Дата
№
пары
время
Наименование предмета
Ф.И.О.
преподавателя
Кабинет
3
декабря
1
09
00
-09
40
09
50
-10
30
Учебная практика
Порсина В.В.
302
2
10
40
-11
20
11
30
-12
10
Учебная практика
Порсина В.В.
302
6
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
7
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
10
декабря
1
09
00
-09
40
09
50
-10
30
Учебная практика
Порсина В.В.
302
2
10
40
-11
20
11
30
-12
10
Учебная практика
Порсина В.В.
302
13
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
14
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
17
декабря
1
09
00
-09
40
09
50
-10
30
Учебная практика
Порсина В.В.
302
2
10
40
-11
20
11
30
-12
10
Учебная практика
Порсина В.В.
302
20
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
21
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
24
декабря
1
09
00
-09
40
09
50
-10
30
Учебная практика
Порсина В.В.
302
2
10
40
-11
20
11
30
-12
10
Учебная практика
Порсина В.В.
302
27
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники
Порсина В.В.
302
28
декабря
1
16
00
-16
40
16
50
-17
30
Эксплуатация контрольно-
кассовой техники (ЗАЧЕТ)
Порсина В.В.
302
16
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.
Программа
(греч. – распоряжение)
–
это нормативная модель совместной
деятельности
людей,
определяющих
последовательности
действий
по достижению поставленной цели.
Существует несколько определений понятия «образовательная программа
дополнительного образования детей» или (что то же самое) «профессиональная
образовательная программа».
Итак, программа - это:
документ,
отражающий
педагогическую
концепцию
педагога
в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения
запланированных результатов;
модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога
и учащегося, содержащая обоснование содержания образования и технологии его
передачи;
курс, расширяющий одну из образовательных профессиональных областей
основного образования;
индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении
которого он выйдет на определенный уровень профессиональной образованности;
предметная сторона, составная часть единой образовательной программы
учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования
(определенного предмета) и позволяющая учащемуся в этой области
самоопределиться и реализовать себя в профессиональной деятельности.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы предпрофессиональной
подготовки педагоги Политехникума ориентируются на
«Примерные
требования к программам дополнительного образования детей»
(Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), соблюдать все
рекомендации (Приложение № 3).
17
Формы проведения аттестации
учащихся по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада,
конкурс, защита творческой работы, дневник учебной практики и т.п.
Главные
требования при выборе формы
– она должна быть понятна
учащимся; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и
чувства неуверенности, не формировать у учащегося позицию неудачника, не
способного достичь определенного успеха.
IV. ПАРТНЁРСТВО
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГАПОУ СО ИПТ является открытой системой, способной реагировать на
изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества
дополнительного профессионального образования коллектив Политехникума
видит в установлении прочных связей с социумом.
Сотрудничество с каждым общеобразовательным учреждением строится на
договорной основе (на основе соглашении) с определением конкретных задач по
развитию обучающихся и конкретной деятельности в сфере дополнительной
предпрофессиональной подготовки.
Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту
профессионального мастерства всех специалистов и педагогов работающих с
учащимися, поднимает статус общеобразовательного и профессионального
учреждения.
Коллектив Политехникума строит связи с социумом на основе следующих
принципов:
· добровольность;
· равноправие сторон;
· уважение интересов друг друга;
· соблюдение законов и иных нормативных актов;
· обязательность исполнения договоренности;
· ответственность за нарушение соглашений.
18
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга в 2016/2017 учебном году планируется положительная
динамика по следующим
критериям:
рост мотивации учащихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
удельный вес учащихся, готовых к саморазвитию, самоопределению в
профессиональной сфере;
удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы
дополнительного предпрофессионального образования;
удельный вес учащихся, готовых к успешной адаптация в социуме во время
работы на период летних каникул;
рост числа учащихся, охваченных профессиональной деятельностью;
2. Контроль результативности
дополнительного предпрофессионального
образования в Политехникуме, его интеграции с общим образованием
планируется осуществлять путем проведения диагностики учащихся и их
родителей (лиц их заменяющих) по окончанию профессионального обучения.
3.
В результате анализа выбраны следующие
методики изучения
эффективности процесса интеграции
различных видов обучения в
Политехникуме:
1.
Е.Н.Степанова
«Изучение
удовлетворенности
родителей
работой
образовательного учреждения»
,
2.
Оценка Портфолио, проекта обучающихся и др.
Диагностику
планируется
проводить
психологом,
педагогами
дополнительного предпрофессионального образования после завершения курсов
(май месяц).
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней
в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его
времени, не занята уроками. Но ребенок никогда бывает свободен от самого себя.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора,
которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и
приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования.
Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он
может
проявить
себя.
Достаточно
выбрать
систему
выбора
дела
по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его
профессиональные способности в самых разных направлениях, причем делать это
прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных
услуг на стороне. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже
определение его будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс,
пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как
второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью
объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные возможности
для
профессионального,
интеллектуального,
физического
развития,
удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного
человека.
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: – М.: 2002.
3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе
/ М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.
4.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(заявка подается до 20 сентября на каждого учащегося)
ЗАЯВКА
В ГАПОУ СО ИПТ
на обучение по программам
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
с сентября 2016 года по май 2017 года
ФИО учащегося
Наименование школы
Класс
Возраст
ФИО классного руководителя
Телефон классного руководителя
Ф.И.О. законного представителя
Телефон законного представителя
Наименование программы
профессиональной подготовки согласно п.
4. Раздела II данной программы