ОБЩЕСТВЕННАЯ
ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия
по
общественному
контролю
за
деятельностью
правоохранительных
органов
и
реформированием
судебно
-
правовой
системы
Подкомиссия
по
проблемам
противодействия
коррупции
Распространяется
бесплатно
Прочти
и
передай
товарищу
!
ЗАЧЕТНАЯ
КНИЖКА
БЕЗ
ВЗЯТОК
Москва
2009
год
Памятка
подготовлена
на
основании
решения
подкомиссии
Общественной
палаты
Российской
Федерации
по
проблемам
противодействия
коррупции
от
19
июня
2008
года
При
подготовке
памятки
использовалась
информация
,
содержащаяся
в
официальных
изданиях
правоохранительных
органов
,
средствах
массовой
информации
,
на
сайтах
и
в
блогах
сети
Интернет
Издание
выпущено
на
средства
государственной
поддержки
некоммерческих
неправительственных
организаций
,
участвующих
в
развитии
институтов
гражданского
общества
,
по
распоряжению
Президента
Российской
Федерации
№
192-
рп
от
14
апреля
2008
года
©
А
.
С
.
Пржездомский
,
Н
.
А
.
Стеценко
Зачетная
книжка
№
Фамилия
,
имя
,
отчество
__________________________________________________
Факультет
______________________________________________________________
Специальность
__________________________________________________________
Поступил
________________
переведен
_______
на
_______
курс
_______________
_______________________________________________________________________
________________________________________________
(
дата
выдачи
зачетной
книжки
)
________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
СТУДЕНТ
!!!
«
ЗАЧЕТНАЯ
КНИЖКА
»
без
взяток
для
тебя
,
если
ты
:
¨
считаешь
взятку
постыдным
,
позорным
и
гнусным
преступлением
¨
хочешь
видеть
свою
страну
свободной
от
засилья
воров
и
коррупционеров
¨
не
хочешь
стать
пособником
жуликов
и
проходимцев
¨
готов
поступиться
своими
сиюминутными
интересами
ради
того
,
чтобы
не
плодилось
черное
племя
взяточников
¨
дорожишь
репутацией
своего
вуза
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Что
такое
взятка
?
3
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации
предусматривает
два
вида
преступлений
,
связанных
со
взяткой
:
получение
взятки
(
статья
290)
и
дача
взятки
(
статья
291).
Это
две
стороны
одной
преступной
медали
:
если
речь
идет
о
взятке
,
это
значит
,
что
есть
тот
,
кто
получает
взятку
(
взяткополучатель
)
и
тот
,
кто
ее
дает
(
взяткодатель
)
3
Получение
взятки
—
одно
из
самых
опасных
должностных
преступлений
,
особен
-
но
если
оно
совершается
группой
лиц
или
сопровождается
вымогательством
,
которое
заключается
в
получении
должностным
лицом
преимуществ
и
выгод
за
законные
или
незаконные
действия
(
бездействие
)
3
Дача
взятки
—
преступление
,
направленное
на
склонение
должностного
лица
к
со
-
вершению
законных
или
незаконных
действий
(
бездействия
)
либо
предоставлению
получению
каких
-
либо
преимуществ
в
пользу
дающего
,
в
том
числе
за
общее
покро
-
вительство
или
попустительство
по
службе
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Историческое
взятковедение
В
начале
XV
века
в
одной
из
средневековых
alma mater
Падуанском
университете
преподаватели
имели
специальные
«
жетоны
на
получение
презентов
» (
сегодняшних
взяток
).
В
течение
всей
учебы
студент
,
получающий
стипендию
,
должен
был
платить
взятки
в
общей
сложности
тридцати
тогдашним
вузовским
начальни
-
кам
:
двенадцати
докторам
экзаменационной
коллегии
,
ректору
университета
,
викарию
и
начальнику
канцелярии
епископа
,
приору
коллегии
,
нотариусам
и
др
.
Кроме
того
,
студенты
обязаны
были
сдавать
деньги
на
приобретение
колоколов
,
стола
для
нотариуса
,
лавок
для
аудиторий
,
вина
,
флейт
и
труб
,
а
также
ткани
для
пошива
одежды
.
На
мероприятия
,
связанные
с
получением
степени
,
уже
требовались
расходы
на
бумагу
,
воск
,
шелк
,
а
также
золотые
украшения
для
членов
экзаменационной
комиссии
.
Освобождались
от
поборов
только
студенты
из
бедных
семей
и
потомки
местных
учителей
.
Естественно
,
многие
пытались
«
косить
»
под
бедняков
,
поэтому
специальный
«
Статут
»
ограничивал
число
абитуриентов
из
малообеспеченных
семей
.
В
1428
году
для
этой
«
невзяткоспособной
»
категории
оставили
только
два
места
на
фа
-
культете
права
.
☺
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Типичные
схемы
-
уловки
Схема
-
уловка
— «
Путь
к
зачёту
лежит
через
желудок
»
Самое
безобидное
и
популярное
явление
,
которое
встречается
в
вузах
–
всевозможные
импровизированные
банкеты
во
время
экзаменов
или
защиты
.
В
одной
аудитории
студенты
–
сдают
(
или
не
сдают
),
в
другой
–
наливают
и
угощают
Схема
-
уловка
— «
Для
понятливых
»
Преподаватель
перед
экзаменом
обращается
к
студенту
с
просьбой
оказать
небольшую
услугу
,
например
,
что
-
нибудь
купить
,
и
пишет
на
клочке
бумажки
: «
ящик
коньяка
»
или
«
винчестер
на
500
гигабайт
».
Конечно
же
,
он
дает
деньги
.
Но
,
их
-
то
как
раз
чуть
-
чуть
не
хватает
.
Ну
,
до
четырех
тысяч
всего
-
то
три
!
Подумаешь
!
Даже
намекать
не
надо
—
студент
все
понимает
.
Откат
!
Ты
мне
―
тройку
и
немного
денег
,
а
я
тебе
―
весомый
кусочек
винчестера
или
несколько
бутылочек
армянского
.
А
дальше
—
магазин
,
заветный
«
ящик
»
или
«hard».
И
все
довольны
!
«
Если
бы
мы
по
-
настоящему
учились
,
мы
бы
не
откупались
взятками
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Некоторые
признаки
вымогательства
взятки
¨
предлагают
дополнительные
занятия
,
на
которых
будут
рассматриваться
вопросы
билетов
и
ответы
на
них
¨
обязывают
оставить
о
себе
«
добрую
память
»
на
кафедре
перед
госэкзаменами
¨
намекают
о
«
знаках
внимания
»
перед
сессией
¨
чтобы
сдать
зачет
(
экзамен
,
лабораторную
)
необходимо
обязательно
купить
учебник
у
преподавателя
¨
с
первых
занятий
—
постоянное
запугивание
студентов
нереальностью
сдачи
экзамена
или
зачёта
по
предмету
Историческое
взятковедение
В
XIII—XV
веках
выпускников
университетов
обязывали
оплачивать
банкеты
по
случаю
получения
степени
,
балы
и
различные
увеселительные
мероприятия
для
профессорско
-
преподавательского
состава
.
В
средние
века
в
испанских
университетах
выпускникам
было
предписано
принимать
участие
в
корриде
,
как
средстве
развлечения
университетской
знати
☺
«
Кто
сам
не
может
выучить
и
сдать
,
тот
и
дальше
будет
давать
взятки
преподавателям
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Типичные
схемы
-
уловки
Схема
-
уловка
— «
Принести
подарок
»
Не
важно
,
что
у
нас
за
окном
—
зима
,
осень
или
весна
,
Новый
год
или
Рождество
,
День
Святого
Валентина
или
День
работников
лесной
промышленности
.
Намеки
,
намеки
,
намеки
…
Коньячка
бы
,
фруктиков
,
какой
-
нибудь
вкуснятины
!
Иногда
даже
дают
пустую
тару
—
мешочек
с
изображением
Деда
Мороза
и
Снегурочки
…
Схема
«
Книга
—
лучший
подарок
»
Всем
известно
,
что
книга
—
это
кладезь
знаний
.
А
знания
нельзя
ни
вымогать
,
ни
всучить
в
качестве
отката
.
Поэтому
благородный
призыв
преподавателя
пополнить
кафедральную
библиотеку
редкой
монографией
или
учебным
пособием
,
пожертвовать
на
науку
каких
-
нибудь
три
,
четыре
или
пять
тысяч
рублей
за
пару
недель
до
сдачи
ла
-
бораторной
,
зачета
или
экзамена
―
вроде
бы
совсем
и
не
взятка
!
А
то
,
что
книгу
потом
вряд
ли
кто
найдет
на
кафедральной
полке
―
этого
уже
никто
не
заметит
«
Люди
,
находящиеся
у
власти
,
вынуждают
нас
,
работников
образования
,
брать
взятки
тем
,
что
устанавливают
нам
слишком
маленькие
зарплаты
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
«
Расплата
за
оплату
»
В
Уголовном
кодексе
Российской
Федерации
предусмотрена
ответст
-
венность
как
за
получение
взятки
(
ст
. 290),
так
и
за
ее
дачу
(
ст
. 291).
При
этом
важно
знать
,
что
лицо
,
давшее
взятку
,
освобождается
от
уголовной
ответственности
,
если
имело
место
вымогательство
взятки
со
стороны
должностного
лица
или
если
«
взяткодатель
»
добровольно
сообщил
правоохранительным
органам
о
даче
взят
-
ки
.
Но
если
ты
не
захотел
остановить
этот
конвейер
взяточничества
,
то
по
тяжести
наказания
вы
вместе
со
своим
преподавателем
загре
-
мите
на
«
полную
катушку
»
3
Не
может
быть
признано
добровольным
заявление
о
даче
взятки
или
коммерческом
подкупе
,
если
правоохранительным
органам
стало
известно
об
этом
из
других
источ
-
ников
3
Заведомо
ложный
донос
о
вымогательстве
взятки
или
коммерческом
подкупе
рас
-
сматривается
Уголовным
кодексом
Российской
Федерации
как
преступление
и
нака
-
зывается
лишением
свободы
на
срок
до
шести
лет
(
статья
306)
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
«Gaudeamus igitur…»
Ведущими
психологическими
мотивами
,
побуждающими
студента
дать
взятку
,
явля
-
ются
:
¨
откровенное
нежелание
учить
предмет
¨
наличие
«
свободных
»
денег
¨
излишняя
сложность
той
или
иной
учебной
дисциплины
¨
чрезмерная
строгость
преподавателя
Вывод
:
для
студентов
становится
более
обыденной
возможность
преступить
закон
,
нежели
выучить
предмет
,
который
пригодится
им
в
дальней
-
шей
работе
Причины
,
побуждающие
преподавателя
брать
взятку
:
¨
слишком
низкий
уровень
зарплаты
¨
желание
«
наказать
»
нерадивого
студента
хотя
бы
материально
¨
давление
со
стороны
посредника
(
в
том
числе
,
влиятельного
)
во
взятке
¨
уже
сложившийся
«
порядок
»
Вывод
:
преподавателю
зачастую
легче
принять
«
правила
игры
»
и
согласиться
с
коррупционным
предложением
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Почем
«
пятерка
»,
доцент
?
3
Коммерческий
подкуп
(
статья
204):
передача
денег
и
оказание
услуг
имущественного
характера
(
части
1
и
2)
€
сли
преступление
совершено
группой
лиц
по
предварительному
сговору
¨
лишение
свободы
на
срок
до
четырех
лет
¨
арест
на
срок
от
трех
до
шести
месяцев
¨
ограничение
свободы
на
срок
до
трех
лет
¨
штраф
в
размере
от
100
тыс
.
до
300
тыс
.
рублей
или
штраф
в
размере
дохода
осужденного
за
период
от
одного
года
до
двух
лет
€
сли
преступление
совершено
одним
лицом
¨
лишение
свободы
на
срок
до
двух
лет
¨
ограничение
свободы
на
срок
до
двух
лет
¨
штраф
в
размере
до
200
тыс
.
рублей
или
штраф
в
размере
дохода
осужденного
за
период
до
восемнадцати
месяцев
¨
лишение
права
занимать
определенные
должности
или
заниматься
определенной
деятельностью
на
срок
до
двух
лет
Это
мне
открытку
подарили
!
Мятую
,
зелененькую
...
Сто
лет
Бенджамину
Франклину
!
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
«
Вор
должен
сидеть
в
тюрьме
»
Глеб
Жеглов
22×1=1,5+2?
Во
время
летней
сессии
в
одном
известном
университете
преподаватель
Б
.
со
-
брал
по
одной
тысячи
рублей
с
каждого
из
двадцати
двух
студентов
-
заочников
за
за
-
чет
без
сдачи
курсовой
работы
.
В
момент
получения
взятки
преподаватель
был
задер
-
жан
сотрудниками
милиции
.
Суд
назначил
ему
наказание
в
виде
лишения
свободы
сроком
1
год
6
месяцев
и
лишения
права
заниматься
преподавательской
деятельно
-
стью
2
года
.
50
≤
100=
у
/
д
Студентка
К
.
предложила
пре
-
подавателю
взятку
в
размере
50
долларов
за
успешную
сдачу
экза
-
мена
по
математике
.
Она
была
го
-
това
постепенно
поднимать
ставку
вплоть
до
100
долларов
по
прин
-
ципу
:
чем
выше
оценка
,
тем
боль
-
ше
денег
.
Преподаватель
не
оценил
благородный
порыв
студентки
и
заявил
в
милицию
.
Против
сту
-
дентки
К
.
было
возбуждено
уголовное
дело
☺
В
России
за
год
на
91
про
-
цент
выросло
количество
взяток
,
связанных
с
образо
-
ванием
.
Такие
данные
были
получе
-
ны
в
ходе
операции
"
Образо
-
вание
-2009",
проведенной
по
всей
России
.
В
ходе
нее
было
выявлено
1143
факта
дачи
и
получения
взяток
.
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Убью
,
студент
!
3
Дача
взятки
(
статья
291):
€
сли
взятка
давалась
за
совершение
заведомо
незаконных
действий
(
бездействие
)
¨
лишение
свободы
на
срок
до
восьми
лет
¨
штраф
в
размере
от
100
тыс
.
до
500
тыс
.
рублей
или
штраф
в
размере
дохода
осужденного
от
одного
года
до
трех
лет
€
сли
взятка
давалась
лично
или
через
посредника
¨
лишение
свободы
на
срок
до
трех
лет
¨
арест
на
срок
от
трех
до
шести
месяцев
¨
исправительные
работы
на
срок
от
одного
года
до
двух
лет
¨
штраф
в
размере
до
200
тыс
.
рублей
или
штраф
в
размере
дохода
осужденного
за
период
до
восемнадцати
месяцев
«
Преподаватели
редко
вымогают
.
Но
они
могут
воспользоваться
тем
,
что
студент
плохо
учится
,
а
потому
платит
!»
Самолёт
,
трап
,
проводница
.
Усатый
,
горбоносый
человек
в
чапаев
-
ской
бурке
тащит
барашка
,
взвалив
на
плечи
.
-
Вы
куда
!?
В
салон
с
бараном
нельзя
!
-
Вах
!
Где
баран
?!
Это
магарыч
!
Баран
в
Москве
,
в
институте
учится
!
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Тебя
оправдают
,
если
:
¨
установлен
факт
вымогательства
¨
ты
добровольно
сообщил
в
правоохранительные
органы
о
содеянном
период
времени
,
истекший
с
момента
дачи
взятки
,
значения
не
имеет
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
А
,
может
,
все
-
таки
ВЗЯТКУ
?
Иной
вредный
юрист
(
защитник
взяточников
)
нахально
ткнет
нас
носом
в
родной
Уго
-
ловный
кодекс
и
при
этом
скажет
,
что
:
а
)
настоящую
взятку
может
получить
только
должностное
лицо
,
то
бишь
«
лицо
,
постоянно
,
временно
или
по
специальному
полномочию
осуществляющее
функции
представителя
власти
либо
выполняющее
организационно
-
распорядительные
,
административно
-
хозяйственные
функции
в
государственных
органах
,
органах
местного
самоуправления
,
государственных
и
муниципальных
учреждениях
,
а
также
в
Вооруженных
Силах
Российской
Федерации
,
других
войсках
и
воинских
формированиях
Российской
Федерации
»
б
)
преподаватель
таким
должностным
лицом
не
является
т
.
к
.
он
не
выполняет
никаких
функций
представителя
власти
,
равно
как
и
организационно
-
распорядительных
и
административно
-
хозяйственных
функций
☺
«
Никогда
не
платил
и
не
собираюсь
!
На
«
троечку
»
я
знаю
любой
изучаемый
предмет
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Не
дождётесь
!
Послать
бы
куда
подальше
подобных
защитников
взяточников
!
Точнее
,
в
библиотеку
—
почитать
«
Бюллетень
Верховного
Суда
»,
где
в
№
3/99
приведена
очень
поучительная
история
.
Преподаватель
государственного
университета
был
признан
виновным
и
осужден
за
неоднократное
получение
взяток
.
Доводы
осужденного
,
изложенные
в
жалобах
,
о
том
,
что
он
,
дескать
,
не
является
должностным
лицом
и
,
следовательно
,
субъектом
должностного
преступления
,
нельзя
признать
убедительными
.
В
соответствии
с
приказом
ректора
университета
этот
преподаватель
входил
в
состав
государственной
аттестационной
комиссии
универси
-
тета
в
качестве
экзаменатора
и
в
установленном
законом
порядке
был
наделен
права
-
ми
и
обязанностями
по
приему
экзаменов
у
студентов
,
т
.
е
.
организационно
-
распорядительными
функциями
,
которыми
наделены
должностные
лица
.
В
нарушение
своих
должностных
обязанностей
преподаватель
за
взятки
ставил
зачеты
и
оценки
за
экзамены
,
не
удосужившись
даже
имитировать
прием
зачетов
и
эк
-
заменов
.
Его
действия
квалифицированы
по
п
. «
б
»
ч
. 4
ст
. 290
УК
РФ
,
мера
наказания
ему
назначена
в
виде
лишения
свободы
сроком
на
три
года
шесть
месяцев
в
исправи
-
тельной
колонии
общего
режима
,
и
на
основании
ст
. 47
УК
РФ
осужденный
был
ли
-
шен
права
заниматься
преподавательской
деятельностью
в
течение
трех
лет
.
«
Мы
должны
учиться
,
а
не
хотим
.
А
раз
не
учимся
,
то
нас
могут
отчислить
из
вуза
.
Поэтому
мы
даем
деньги
преподам
,
а
они
их
берут
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
«
Коррупция
–
зло
,
не
допустим
его
!»
3
Получение
взятки
(
статья
290):
€
сли
преступление
совершено
группой
лиц
по
предварительному
сговору
с
вымогательством
или
в
крупном
размере
(
свыше
150
тыс
.
рублей
)
¨
лишение
свободы
на
срок
от
семи
до
двенадцати
лет
со
штрафом
в
размере
до
одного
млн
.
рублей
или
в
размере
заработной
платы
или
иного
дохода
осужденного
за
период
до
пяти
лет
либо
без
такового
€
сли
взятка
получена
за
незаконные
действия
(
бездействие
)
должностного
лица
¨
лишение
свободы
на
срок
от
трех
до
семи
лет
€
сли
взятка
получена
за
действия
,
которые
входят
в
служебные
полномочия
должностного
лица
¨
лишение
свободы
на
срок
до
пяти
лет
¨
штраф
в
размере
от
100
тыс
.
до
500
тыс
.
рублей
или
штраф
в
размере
дохода
осужденного
от
одного
года
до
трех
лет
«
Мой
знакомый
с
физруками
рассчитывался
дисконтными
картами
спортив
-
ных
магазинов
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
«
Получение
взятки
»
и
«
коммерческий
подкуп
» –
это
две
разные
статьи
Уголовного
кодекса
,
касающиеся
по
сути
одного
явления
.
Разница
лишь
в
том
,
что
взятку
может
получить
должностное
лицо
(
например
,
преподаватель
государственного
вуза
посто
-
янно
или
временно
по
специальному
полномочию
осуществляющий
функции
предста
-
вителя
власти
либо
выполняющие
организационно
-
распорядительные
,
администра
-
тивно
-
хозяйственные
функции
),
а
коммерческий
подкуп
касается
всех
остальных
ра
-
ботников
вузов
(
в
том
числе
негосударственных
).
И
хотя
суть
преступления
одинакова
,
наказания
по
двум
статьям
УК
РФ
преду
-
смотрены
совершенно
разные
.
Так
,
максимальная
расплата
за
коммерческий
подкуп
–
три
года
тюрьмы
,
а
за
получение
взятки
–
уже
пять
лет
,
причем
с
обязательным
запре
-
том
занимать
должности
в
госорганах
на
срок
до
трех
лет
.
В
одной
республике
сотрудники
МВД
накрыли
целую
организованную
преступную
группу
,
которая
за
плату
помогала
студентам
сдавать
экзамены
.
За
свои
услуги
с
каждого
поступающего
мошенники
брали
до
15
тыс
.
рублей
.
Дело
было
поставлено
на
широкую
ногу
:
экзамены
вместо
студентов
сдавали
студенты
-
отличники
из
других
институтов
,
для
чего
им
выдавали
подложные
паспорта
,
которые
оформлял
сотрудник
милиции
,
входивший
в
состав
«
банды
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Взятка
или
подкуп
через
посредника
3
Взятка
нередко
дается
и
берется
через
посредников
—
подчиненных
сотрудников
,
лаборантов
,
знакомых
преподавателя
,
которые
рассматриваются
Уголовным
кодексом
Российской
Федерации
как
пособники
преступления
.
3
Коммерческий
подкуп
может
осуществляться
через
посредников
—
подчиненных
сотрудников
,
работников
вуза
,
специально
нанятых
лиц
,
которые
также
рассматрива
-
ются
Уголовным
кодексом
Российской
Федерации
как
пособники
преступления
.
Роль
посредников
выполняют
,
как
правило
:
лаборанты
и
секретари
на
кафедрах
знакомые
преподавателей
,
которые
уже
воспользовались
подобными
услугами
легально
оформленные
«
околовузовские
»
коммерческие
фирмы
«
жучки
» —
профессиональные
посредники
,
сами
осуществляющие
поиск
кли
-
ентов
в
толпе
студентов
у
информационных
стендов
задолжников
и
в
деканате
Когда
я
был
студентом
,
я
сдавал
право
одной
очень
милой
женщине
.
Она
была
практикующим
юри
-
стом
,
и
я
ожидал
,
что
такой
специалист
меня
сейчас
будет
гонять
от
и
до
по
всему
конспекту
.
Она
посмотрела
на
меня
и
,
ничего
не
спрашивая
,
поинтересовалась
:
-
Оценку
Вам
какую
ставить
?
-
Э
...
Пять
хотелось
бы
-
Отлично
, -
сказала
она
,
и
стала
писать
в
зачётке
-
А
вы
что
,
даже
ничего
спрашивать
не
будете
? -
удивился
я
.
Она
оторвалась
от
заполнения
зачётки
,
внимательно
посмотрела
на
меня
и
сказала
:
-
Запомните
,
молодой
человек
,
чем
меньше
вы
знаете
,
тем
более
ценна
я
как
специалист
.
К
тому
же
че
-
рез
неделю
у
меня
день
рождения
!
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
«
Тебя
посодют
,
а
ты
не
воруй
!»
Семен
Васильевич
, «
Берегись
автомобиля
»
Преподаватели
могут
быть
разделены
на
три
категории
:
¨
берут
взятки
для
себя
и
ставят
оценки
по
указанию
«
сверху
»
¨
не
берут
взяток
,
но
ставят
оценки
по
указанию
«
сверху
»
¨
не
берут
взяток
и
не
ставят
оценок
по
указанию
«
сверху
»
Последняя
категория
в
вузах
является
самой
редкой
Вторая
категория
включает
людей
,
которым
хотя
и
стыдно
перед
усердно
занимающимися
студентами
,
но
которые
по
разным
причинам
не
могут
или
не
хотят
противостоять
начальственному
давлению
и
прось
-
бам
коллег
.
Студенты
,
разумеется
,
отлично
все
видят
и
понимают
,
что
их
ранее
ува
-
жаемый
преподаватель
–
обычный
конформист
и
что
оценки
,
которые
им
достаются
при
помощи
упорного
труда
, «
блатной
»
получает
ни
за
что
.
Представителей
первой
категории
(
обычно
не
занимающих
высших
постов
)
иногда
ло
за
получение
мзды
и
даже
арестовывают
.
вят
Цена
отметки
за
студенческий
экзамен
:
Отлично
— «
ОТЛ
»:
Обманул
,
Теперь
Ликую
.
Хорошо
— «
ХОР
»:
Хотел
Обмануть
—
Разоблачили
.
Удовлетворительно
— «
УДВ
»:
Удалось
Договориться
.
Неудовлетворительно
— «
НЕУД
»:
Не
Удалось
Договориться
.
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Студент
,
будь
начеку
!
¨
разговор
о
взятке
почти
всегда
носит
иносказательный
характер
,
речь
преподавателя
состоит
из
односложных
предложений
,
не
содержащих
открытых
заявлений
о
том
,
что
поставить
оценку
он
может
только
в
слу
-
чае
передачи
ему
денег
;
никакие
«
опасные
»
выражения
при
этом
не
до
-
пускаются
¨
в
ходе
беседы
преподаватель
,
заявляя
о
категорическом
отказе
принять
зачет
или
экзамен
(«
не
смогу
помочь
», «
это
незаконно
», «
у
меня
нет
таких
возможностей
»),
жес
-
тами
или
мимикой
дает
понять
,
что
готов
обсудить
возможности
решения
этого
во
-
проса
в
другой
обстановке
¨
сумма
или
характер
взятки
редко
озвучиваются
;
вместе
с
тем
соответствующие
цифры
могут
быть
написаны
на
листке
бумаги
,
набраны
на
калькуляторе
или
компью
-
тере
и
продемонстрированы
потенциальному
взяткодателю
¨
преподаватель
может
неожиданно
прервать
беседу
и
под
благовидным
предлогом
оставить
студента
одного
в
кабинете
,
оставив
при
этом
открытыми
ящик
стола
,
папку
с
материалами
,
портфель
«
Сама
система
провоцирует
дать
-
взять
,
конкретный
преподаватель
лишь
действует
в
предложенных
обстоятельствах
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Как
вывести
вымогателя
на
чистую
воду
!
¨
веди
себя
крайне
осторожно
,
вежливо
,
без
заискивания
,
не
до
-
пуская
опрометчивых
высказываний
,
которые
могли
бы
вымогателем
трактоваться
либо
как
готовность
,
либо
как
категорический
отказ
дать
взятку
¨
внимательно
выслушай
и
точно
запомни
поставленные
тебе
условия
(
размеры
сумм
,
наименование
товаров
и
характер
услуг
;
сроки
и
способы
передачи
взятки
)
¨
постараться
перенести
вопрос
о
времени
и
месте
передачи
взятки
до
следующей
встречи
¨
поинтересуйся
у
собеседника
о
гарантиях
получения
положительной
оценки
(
сдачи
зачета
)
в
случае
дачи
взятки
¨
не
бери
инициативу
в
разговоре
на
себя
,
больше
«
работай
на
прием
»,
позволяй
по
-
тенциальному
взяткополучателю
«
выговориться
»,
сообщить
тебе
как
можно
больше
информации
«
Есть
такие
кафедры
,
где
никто
никогда
не
посмеет
требовать
взятку
–
не
потому
что
боится
,
а
просто
потому
,
что
это
не
принято
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Позолоти
ручку
!
Наиболее
эффективное
средство
предотвращения
коррупции
в
вузах
–
ужесточе
-
ние
наказаний
для
тех
,
кто
берёт
взятки
.
Согласно
опросу
,
проведенному
ВЦИОМ
в
июле
2008
года
,
свыше
половины
опрошенных
– 54% –
полагают
,
что
эта
мера
спо
-
собна
предотвратить
коррупцию
,
причём
за
три
года
число
сторонников
этой
меры
возросло
на
9%.
Увеличилось
и
число
тех
респондентов
,
кто
считает
действенной
мерой
введение
наказаний
для
родителей
,
дающих
взятки
, –
с
23%
до
31%.
Менее
популярными
стали
меры
,
предполагающие
повышение
зарплаты
преподавателям
(
снижение
числа
тех
,
кто
считает
это
действен
-
ным
,
с
41%
до
25%);
а
также
перевод
всех
дополнительных
расходов
в
официально
платные
(
с
22%
до
18%)
и
переход
к
платному
образованию
вообще
(
с
11%
до
7%).
67×500=2y
Преподаватель
по
общей
хирургии
в
Сельскохозяйственной
академии
Ирина
П
.
решила
подзаработать
своеобразным
образом
:
она
предложила
студентам
приобрести
за
500
рублей
некое
методическое
пособие
,
которое
к
тому
же
еще
не
было
отпечатано
в
типографии
.
При
этом
всем
студентам
,
кто
сдаст
деньги
,
было
обещано
«
поставить
зачет
автоматом
».
Одна
бдительная
студентка
обратилась
в
ОБЭП
УВД
.
Преподавате
-
лю
предъявили
обвинение
по
ст
. 290
УК
РФ
.
Суд
признал
Ирину
П
.
виновной
в
полу
-
чении
67
взяток
и
приговорил
к
двум
годам
лишения
свободы
условно
.
«
Вот
курсовые
по
программированию
сами
делаем
.
Преподаватель
молодой
и
не
настолько
развращенный
,
да
и
место
работы
это
у
него
не
основное
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Равнение
на
старших
?
Умудренный
опытом
доцент
кафедры
материаловедения
Государственного
технического
университета
в
городе
В
.
был
задержан
при
получении
взяток
на
общую
сумму
9
тыс
.
рублей
от
двенадцати
студентов
за
положительные
оценки
при
сдаче
экзамена
Спустя
пять
дней
в
этом
же
университете
по
подозрению
в
получении
взятки
была
задержана
26-
летняя
преподавательница
кафедры
иностранных
языков
Виктория
П
.
По
-
видимому
,
беря
пример
со
старших
товарищей
,
она
решила
с
помощью
посред
-
ника
укрепить
свое
материальное
положение
,
получая
от
каж
-
дого
студента
по
одной
тысяче
рублей
за
сдачу
экзамена
по
анг
-
лийскому
языку
.
Закон
же
не
делает
возрастных
поблажек
—
обоим
взяточ
-
никам
теперь
грозит
небо
в
клетку
от
трёх
до
семи
лет
с
лише
-
нием
права
заниматься
преподавательской
деятельностью
в
те
-
чение
определенного
времени
☺
«
У
нас
в
вузе
коррупция
не
развита
.
Мне
кажется
,
преподаватели
получают
хорошую
зарплату
или
просто
берегут
репутацию
,
свою
и
вуза
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
Что
же
следует
предпринять
,
если
Вам
намекнули
…?
Если
Вы
студент
:
Если
Вы
сотрудник
вуза
:
послать
вымогателя
к
черту
и
как
ни
в
чем
,
ни
бывало
сдавать
экзамен
(
если
го
-
товы
),
а
если
не
готовы
—
подготовиться
послать
предлагающего
взятку
к
чер
-
ту
и
как
ни
в
чем
,
ни
бывало
принимать
экзамен
предать
широкой
огласке
факт
вымо
-
гательства
взятки
(
вымогатели
страсть
как
боятся
этого
)
предать
широкой
огласке
факт
вымо
-
гательства
взятки
(
взяткодатели
этого
не
ожидают
)
пойти
на
прием
к
ректору
(
проректору
,
декану
)
и
все
ему
рассказать
сделать
официальное
заявление
в
правоохранительные
органы
«
Взяток
не
даю
принципиально
!
Думаю
,
стоит
один
раз
заплатить
,
─
вымогать
будут
до
окончания
вуза
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
¨
О
фактах
открытого
вымогательства
и
других
действиях
коррупционного
характера
Вы
должны
сообщить
в
правоохранительные
органы
по
месту
нахождения
Вашего
учебного
заведения
¨
Подавая
заявление
о
факте
вымогательства
у
Вас
взятки
или
коммерческого
под
-
купа
Вы
должны
точно
указать
:
3
кто
из
должностных
лиц
или
преподавателей
(
фамилия
,
имя
отчество
,
должность
,
учебное
заведение
)
вымогает
у
Вас
взятку
3
какова
сумма
и
характер
вымогаемой
взятки
3
за
какие
конкретно
действия
(
или
бездействие
)
у
Вас
вымогается
взятка
или
совершается
коммерческий
подкуп
3
в
какое
время
,
в
каком
месте
и
каким
образом
должна
произойти
непосредственная
дача
взятки
или
должен
быть
осуществлен
коммерческий
подкуп
Студент
приходит
на
экзамен
и
без
разговоров
ставит
на
стол
бутылку
коньяка
.
Экзаменатор
произносит
:
—
Удовлетворительно
.
Студент
кладет
на
стол
коробку
конфет
.
Экзаменатор
:
—
Хорошо
.
Студент
кладет
сверху
позолоченную
ручку
«
Паркер
».
Экзаменатор
:
—
Отлично
!
Давайте
зачетку
!
Получив
отметку
,
студент
забирает
зачетку
,
сгребает
все
со
стола
со
словами
:
—
Теперь
еще
физику
надо
сдать
…
«
Задача
преподавателей
—
научить
студента
,
и
при
этом
не
ограбить
!»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Примерный
текст
заявления
Прокурору
области
Иванову
И
.
И
.
от
гражданина
Петрова
П
.
П
.,
проживающего
по
адресу
:
г
.
Энск
,
ул
.
Энская
,
дом
1,
кв
. 2
Заявление
Я
,
Петров
Петр
Петрович
,
студент
4-
го
курса
Индустраильно
-
технологического
института
заявляю
о
том
,
что
15
октября
2009
года
доцент
кафедры
информатики
Сидоров
Семен
Семенович
за
успешную
сдачу
экзамена
потребовал
передать
ему
деньги
в
сумме
3
тыс
.
рублей
в
срок
до
20
октября
.
В
противном
случае
он
пригрозил
,
что
я
не
смогу
самостоятельно
сдать
экзамен
.
Передача
денег
должна
состояться
на
кафедре
.
Перед
этим
я
должен
позвонить
ему
по
телефону
и
договориться
о
времени
встречи
.
17
октября
2009
года
Я
,
Петров
Петр
Петрович
,
предупрежден
об
уголовной
ответственности
за
заведомо
ложный
донос
по
ст
. 306
УК
РФ
.
Петров
(
подпись
заявителя
)
17
октября
2009
года
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
КУРС
3
Устные
сообщения
и
письменные
заявления
о
преступлениях
принимаются
в
право
-
охранительных
органах
независимо
от
места
и
времени
совершения
преступления
круглосуточно
3
Вы
имеете
право
получить
копию
своего
заявления
с
отметкой
о
регистрации
его
в
правоохранительном
органе
или
талон
-
уведомление
,
в
котором
указываются
сведения
о
сотруднике
,
принявшем
сообщение
,
и
его
подпись
,
регистрационный
номер
,
наиме
-
нование
,
адрес
и
телефон
правоохранительного
органа
,
дата
приема
сообщения
3
Вы
имеете
право
выяснить
в
правоохранительном
органе
,
которому
поручено
зани
-
маться
исполнением
Вашего
заявления
,
характер
принимаемых
мер
и
требовать
приема
Вас
руководителем
соответствующего
подразделения
для
получения
более
полной
информации
по
вопросам
,
затрагивающим
Ваши
права
и
законные
интересы
3
В
случае
отказа
принять
от
Вас
сообщение
(
заявление
)
о
вымогательстве
взятки
или
коммерческом
подкупе
Вы
имеете
право
обжаловать
эти
незаконные
действия
в
вы
-
шестоящих
инстанциях
(
районных
,
областных
,
республиканских
,
федеральных
),
а
так
-
же
подать
жалобу
на
неправомерные
действия
сотрудников
правоохранительных
ор
-
ганов
в
Генеральную
прокуратуру
Российской
Федерации
,
осуществляющую
проку
-
рорский
надзор
за
деятельностью
правоохранительных
органов
и
силовых
структур
«
Иногда
нам
проще
«
дать
на
лапу
»
чем
выучить
предмет
»
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
В
случае
отсутствия
реагирования
на
Ваши
обращения
в
правоохранительные
органы
Вы
можете
:
обратиться
с
жалобой
в
районный
суд
а
также
сообщить
об
этом
:
¨
Уполномоченному
по
правам
человека
в
соответствующем
субъекте
Российской
Федерации
вплоть
до
Уполномоченного
по
правам
человека
в
Российской
Федерации
─
Москва
,
Мясницкая
ул
.,
дом
47
¨
в
Общественную
палату
Российской
Федерации
─
Москва
,
Миусская
пл
.,
дом
7,
строение
1
_________________________________________
(
фамилия
,
имя
,
отч
.
студента
)
Вы
можете
обратиться
также
:
¨
в
Федеральное
агентство
по
образованию
─
115998,
Москва
,
ул
.
Люсиновская
,
дом
51,
тел
. (495) 237-9763
¨
в
Федеральную
службу
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
─
127994,
Москва
,
ул
.
Садовая
-
Сухаревская
,
дом
16,
тел
. (495) 608-6158
Для
заметок
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________